Морской коносамент - его значение при морской перевозке
Что такое коносамент?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выделить три главные функции коносамента:
1. Коносамент - это договор морской перевозки между получателем груза и морской линией. Тот самый текст мелким шрифтом, который написан на обратной стороне документа на самом деле является лицевой стороной коносамента, где прописан договор между морской линией и клиентом.
А та сторона, которую мы называем лицевой, где указаны детали конкретной перевозки, фактически является оборотной стороной. т.е. приложением поручения экспедитору. Здесь указываются детали конкретной поставки, номер коносамента, номера контейнеров, наименование груза, его вес и т.д.
Ни одна морская перевозка без этого договора невозможна.
2. Коносамент - это товаросопроводительный документ. Это значит, что без него получатель не сможет получить груз. Таким образом, коносамент - это право получателя на то, что он может забрать свой груз из морской линии после доставки.
3. Коносамент - это расписка линии, расписка капитана судна в получении груза на борт. Груз не считается отгруженным пока на коносаменте нет печати и подписи линии, пока он не выпущен. До этого времени он находится где-то в порту. Когда же на нём есть печать, он выпущен, это подтверждение того, что ваш груз находится на борту судна и следует из точки А в точку Б.
Кто забирает коносамент из линии?
Коносамент всегда выдается или букующей стороне, или отправителю. И так как мы (экспедиторы) являемся представителями отправителя в линии, то коносаментами всегда распоряжаемся мы, как букующая сторона. Мы, согласно инструкций нашего клиента, чаще всего это бывает отправитель, получаем коносаменты. Выпускаем или оригиналы, или way bills, и у же по инструкции клиента отправляем коносамент или в какой-то банк, или получателю в страну назначения.
Типы коносаментов
1. Оригиналы
2. Телекс-релизы
3. Waybill
Оригинальный коносамент печатается на особых бланках. У каждой линии существует свой согласованный стандарт. Именно по цвету бланка мы определяем, по какой линии прошла отгрузка.
Стандартно выпускается пакет документов - три оригинала и три копии. Если были выпущены оригиналы, то три оригинала коносамента нужно отправить получателю. Он их получает и идёт в линию, чтобы забрать свой груз.
Если коносамент потерялся?
Бывает, что коносаменты теряются. И это, наверное, худшее, что может случиться в морской перевозке, ведь процесс получения груза будет очень долгим и дорогим для клиента. У каждой морской линии свои требования. Поэтому если вдруг произошла утеря, нужно обращаться именно в ту линию, по которой шёл груз.
Обычно просят разместить объявления в газете об утере коносамента с просьбой считать документ недействительным и поручительство банка первой категории, в котором они гарантируют, что получатель груза такой-то, стоимость груза такая-то, что только одна компания получит этот груз и никто другой за ним не придёт.
Чтобы оригиналы не терялись, линии придумали два других альтернативных типа коносаментов.
Это телекс-релиз - когда оригиналы были выпущены, отправитель их себе забрал и, получив оплату от получателя груза, он эти оригиналы сдаёт в линию и просит выпустить телекс-релиз. Т.о, это электронная версия оригиналов. Телекс-релиз используется в случае, когда на момент погрузки груза на борт судна между отправителем и получателем есть финансовые обязательства, т.е. груз ещё не оплачен. Тогда документ выступает гарантом оплаты.
Waybills, или морская накладная, такой вид коносамента, по которому возможно получение груза сразу после выпуска. Его используют, когда между отправителем и получателем груза нет финансовых вопросов, когда груз оплачен, когда у отправителя нет рычагов удержания груза. Но, если этот вид коносамента попадёт в чужие руки и кто-то подделает доверенность от отправителя, то этот человек фактически может забрать ваш груз. Но такого в нашей практике не случалось никогда, так как просто так коносамент не получить. Эта самая простая версия коносамента, которая сейчас набирает популярность.
Коносаменты бывают именные, ордерные и на получателя.
Именные коносаменты - когда в графе “получатель” указано наименование юридического или физического лица. Это означает, что только эта компания, это физицо являются владельцами груза.
Ордерный коносамент - когда компания-получатель, не являясь владельцем груза, передаёт ордер на реального получателя. Это делается, когда есть какие-то финансовые вопросы между сторонами, или груз в пути перепродали, и на момент отправки груза неизвестно, кто окажется реальным получателем, или когда получатель стоит экспедитор. В этом случае указывается order off, и компания, указанная в графе “получатель” делает ордер на реального получателя по коммерческим документам.
На предъявителя - когда в графе “получатель” указан держатель оригинала коносамента, т.е. первый человек, который придёт с этим документом, получает груз. Это самый редкий вид коносаментов.