Обзор нововведений в сфере грузовых автоперевозок
Как известно каждому, кто хоть раз в жизни сталкивался с грузоперевозками, логистика – это очень динамичная, развивающаяся и порой непредсказуемая часть рынка российских услуг. Часто бывает, что клиент отправил груз при одном законодательстве, а прибыл он уже при другом. Меняются требования, правила, законы на уровне страны, СНГ, Таможенного союза. А часто у каждого порта назначения, у каждого таможенного поста свои негласные правила и приказы.
Что говорить, логистами работают очень стрессоустойчивые и находчивые люди. Но сегодня не об этом.
Все, кто сталкивался с вывозом тяжёлых контейнеров в режиме таможенного транзита из портов Новороссийска в последнее время, знает, насколько трудно стало найти автоперевозчика. В связи с ужесточением весового контроля нагрузки на ось многие перевозчики отказываются везти грузы свыше 20т. И это понятно, ведь нынешние размеры штрафов за «перегруз» для юрлиц от 150 000 до 500 000 р. Если раньше этот контроль осуществлялся инспекторами, то сейчас система постепенно переходит в автоматический режим. Автоперевозчик получает штрафы через приложение на смартфоне.
Предпосылки к упорядочиванию автоперевозчиков начались ещё в далёком 2011 году, когда Президент поручил разработать проект Федерального закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации». Прошло 7 лет, и вот уже законопроект принят в первом чтении. Значит, не за горами новые подвижки в порядке автодоставки грузов, которые коснутся и автоперевозчиков и грузоотправителей.
Надо отметить, что законопроект учитывает опыт Европейского союза и во многих пунктах стремится приблизить нормы автоперевозок в Российской Федерации к европейским. «Их» это тоже коснулось, когда превозчики из восточноевропейских стран начали демпинговать цены на автодоставку грузов по Евросоюзу. Больше всего за своих перевозчиков пекутся Бельгия, Франция, Нидерланды, Швеция, Италия. Они не прямо запрещают работать на своей территории восточноевропейским грузоперевозчикам, однако выдвинутые ими требования должны привести к подорожанию их услуг и, соответственно, к тому, чтобы они конкурировали с западноевропейскими перевозчиками более-менее на равных. Как бы ни было, а медленно и верно мы приближаемся к общеевропейским стандартам. Это видно по изменениям в области сертификации (но об этом в другой раз), это видно по изменениям в сфере таможенного оформления, ну и в сфере автодоставки грузов.
В первую очередь, законопроект создан с целью вывести всех нелегальных «серых» перевозчиков на законную основу. Для чего это вводится? По экспертным оценкам в России свыше половины парка грузовых автомобилей, занятых на коммерческих перевозках, принадлежат физическим лицам, которые не зарегистрировались как индивидуальные предприниматели, т.е. работают нелегально. Такие перевозчики не создают накоплений для развития бизнеса, не страхуют риски и неспособны возместить материальный ущерб грузовладельцам при утрате или порче груза. Кроме того, такие перевозчики демпингуют цены на рынке грузоперевозок, так как экономят на необходимых расходах, связанных с уплатой налоговых и социальных платежей. Для грузоотправителей и грузополучателей такой расклад только на руку. Ведь все знают о случаях, когда грузополучатель, желая сэкономить 10 000р, нанимает непроверенного подрядчика, и потом его груз вместе с водителем и машиной исчезает с радаров. Сэкономили 10 000 р, ущерб на миллионы.
В связи с этим планируется ведение реестров перевозчиков грузов за плату и перевозчиков грузов для собственных нужд. То есть все, абсолютно все перевозчики должны быть зарегистрированными. Возишь ты груз по договору или, имея автопарк, таскаешь собственные грузы. Каждый должен быть посчитан и внесён в реестр.
Реестры поручается вести торгово-промышленным палатам, а надзор за соблюдение мер исполнения возлагается на органы государственного транспортного надзора. Т.е., если автомашину, доставляющую груз, остановит инспектор ГИБДД, у водителя помимо прочих документов должно быть свидетельство о внесении в реестр перевозчиков ТПП. Кроме того, транспортная накладная признаётся недействительной, если сведения о перевозчике или грузовом транспортном средстве, указанные в транспортной накладной, не включены в реестр перевозчиков грузов за плату.
Ну и о штрафах. За заключение грузоотправителем договора с перевозчиком, не зарегистрированном в реестре перевозчиков за плату, виновные лица несут административную ответственность. Какими они будут ещё не известно. Но зная нынешние размеры штрафов за «перегруз» для юрлиц от 150 000 до 500 000 р, понятно, что будут они немаленькие.
Подробнее с нововведениями законопроекта вы можете ознакомиться здесь.
Как говорится, кто предупреждён, тот вооружён. Наша компания уже начала подготовку к новшествам. В частности, в штате «GNS Trucking» числится 3 ответственных специалиста, без наличия которых даже не примут заявление на регистрацию в реестре ТПП. Мы регулярно обновляем автопарк. И работаем только с проверенными и надёжными «привлечённиками».